Что означают коэффициенты в осаго

 

Что такое коэффициенты ОСАГО и для чего они нужны в 2021 году. Как рассчитываются коэффициенты по страховому полису ОСАГО. Что такое коэффициенты ОСАГО и для чего они нужны в 2021 году. Как рассчитываются коэффициенты по страховому полису ОСАГО.

Коэффициент бонус-малус (КБМ)

Коэффициент бонус-малус, или скидка за долгую безаварийную езду, существенно влияет на стоимость полиса. Коэффициент бонус-малус (по-другому – класс) присваивается на основании наличия/отсутствия выплат по предыдущему полису ОСАГО.

Коэффициент «бонус малус» присваивается конкретному водителю, а не автомобилю, поэтому замена автомобиля или страховой компании роли в изменении класса не играет.

Класс повышается или понижается только по прошествии полного года со времени заключения предыдущего полиса.

Скидка рассчитывается на основании предыдущих полисов, которые закончились не раньше чем за год до оформления нового.

Скидка сохраняется и при смене страховой компании, однако здесь необходимо, чтобы перерыв был не больше года, в противном случае автовладелец получает базовый 3 класс.

Если водитель за этот год стал виновником аварии, то применяется повышающий коэффициент. После ДТП новый полис ОСАГО подорожает для него на 50%.

За каждый год, который водитель проездил без ДТП, произошедших по его вине, при оформлении следующего полиса он получает 5%-ную скидку.

Если договор оформляется впервые, то водитель получает третий класс с коэффициентом 1. Значит, 3 года безаварийной езды поощряются 15 % скидки. Максимальная скидка КБМ соответствует 50 % за 10 лет безаварийной езды.

Но, если в ОСАГО вписаны несколько водителей, имеющих право на управление ТС, и один из них, например, имеет наименьшую скидку в 5% (отец вписывает сына, который недавно водит авто), то КБМ рассчитывается по самой минимальной скидке.

Поэтому аккуратным водителям, имеющим большой стаж, не совсем выгодно вписывать в полис ОСАГО водителей с низким коэффициентом КБМ.

От КБМ зависит класс водителя. Для этого существует специальная таблица.

Если у автовладельца раньше был 5 класс (КБМ = 0,9) и по его вине происходит ДТП, то в следующем году он может рассчитывать только на третий класс с КБМ, соответствующим единице.

Если же он и этот год проездил безаварийно, то его ожидает более высокий 6-ой класс.

Чтобы автовладелец не скрыл от страховщика свою страховую историю (за что, кстати, полагается штраф), с 1 января 2013 года при выписке полиса ОСАГО страховщик делает обязательный запрос КБМ из базы АИС РСА (Российский союз автостраховщиков).

База РСА постоянно растет и охватывает уже довольно большой круг водителей. Система включает около 100 миллионов договоров, которые заключались за последние 2 года.

Каждый страховщик в течение пятнадцати дней после заключения договора обязательно передает о нем информацию в базу РСА.


Как на коэффициенты влияет износ машины

Поскольку страхование является обязательным для всех владельцев авто в России, то страховщики вынуждены оформлять полисы и на очень старые или изношенные ТС. Но сам по себе фактор износа деталей не влияет на стоимость страхового полиса — он влияет на размер страховых выплат.

Коэффициент износа деталей имеет своё максимальное значение — 50%. Это максимум, на который может быть уменьшена сумма страховой выплаты. При этом стоит помнить, что применяется он лишь к тем агрегатам авто, которые не ремонтируются, а должны быть заменены.

На показатель износа в первую очередь влияют возраст транспортного средства, пробег и мощность двигателя. В среднем ежегодно детали машины изнашиваются на 8-15%.

Как же это работает? Для примера возьмём авто, на котором в результате ДТП серьёзно повредился бампер. Стоимость нового составляет 10 тыс. рублей. При этом ТС проездило на дорогах уже 3 года и износ детали составил 30%. В результате владелец получит 7 тыс. рублей компенсации, рассчитанных по формуле:

10000-10000/100*30=7000.

Страховщики при расчёте показателя износа используют утверждённую контролирующими органами Единую методику. Используемая формула выглядит так:

Ики = 100*(1-е-(∆Т*Тки+∆L*Lки)), где:

  • Ики — износ в процентах;
  • е — основание натуральных логарифмов (примерно равно 2,72);
  • ∆Т — коэффициент учёта возраста;
  • Тки — возраст детали в годах;
  • ∆L — коэффициент влияния пробега;
  • Lки — показатель пробега с заменяемой деталью.

Коэффициенты, обозначенные в формуле значком «дельта», установлены Правительством РФ в приложении к его Постановлению №361 от 24 мая 2010 г.

На самом деле особого смысла владельцу авто рассчитывать показатели износа вручную сегодня нет. Сегодня расчёт можно осуществить автоматически на сайте Российского союза автостраховщиков. Для этого в поля специального калькулятора необходимо внести данные:

  1. Регион, где зарегистрирована машина.
  2. Марка.
  3. Номер детали, которую надо заменить.
  4. Дата аварии.

Помимо коэффициента износа, на сайте РСА считают и стоимость работ по замене и ремонту агрегатов и узлов транспортного средства.

Базовые ставки ТБ. Тарифный коридор

С 2022 года Центробанк России вводит новые минимальные и максимальные уровни базовой ставки ТБ. Они составят:

  • для мотоциклов (категории А, М): 694 р. – min и 1407 р. – max;
  • для легковых автомашин (категории В, ВЕ):

— для частных владельцев и ИП: 2746 р. – min и 4942 р. – max;

— для организаций: 2058 р. – min и 2911 р. – max;

— для такси: 4110 р. – min, и 7399 р. – max;

  • для грузовиков (категории С, СЕ):

— до 16 тонн: 2807 р. – min и 5053 р. – max;

— более 16 тонн: 4227 р. – min и 7609 р. – max;

  • для автобусов (категории D, DE):

— менее 16 пассажирских мест: 2246 р. – min и 4044 р. – max;

— более 16 пассажирских мест: 2807 р. – min и 5053 р. – max;

— маршрутные такси: 4110 р. – min и 7399 р. – max;

  • для троллейбусов (категория Tb): 2246 р. – min и 4044 р. – max;
  • для трамваев (категория Tm): 1401 р. – min и 2521 р. – max;
  • для тракторов, самоходного дорожно-строительного и прочего транспорта: 899 р. – min и 1895 р. – max.

Какие применяются при расчете и их расшифровка

Стоимость страховки ОСАГО определяется исходя из следующей формулы:

С=Т* КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС * КН * КП,

где

Значение базового тарифа определено максимальной и минимальной стоимостью. Конкретный показатель устанавливается каждым регионом индивидуально, но в пределах предоставленного коридора.

Как влияет ДТП

Было бы странно, если страховщики не учитывали показатель аварийности водителя, с которым заключается договор об ОСАГО. Поскольку законодательство требует, чтобы полис оформлялся ежегодно, это позволяет выводить специальный коэффициент, зависящий от категории вождения и числа ДТП с участием страхователя.

Такой коэффициент носит название «бонус-малус». Он может быть как понижающим, так и повышающим. Во многих случаях именно он является тем основным фактором, который существенно влияет на окончательную стоимость полиса.

КВС. Коэффициент возраста и стажа

КВС — величина, которая может увеличить или уменьшить цену полиса ОСАГО для автомобилистов конкретного возраста и с определенным водительским стажем.

В 2022 г. число коэффициентов КВС увеличится до 50, все они будут располагаться в диапазоне 0,96-1,87. Наибольшая надбавка предусмотрена для молодых и неопытных водителей – автомобилистов возрастом до 21 года со стажем до 2 лет. Минимальный коэффициент получат те, кто старше 30 лет и водит машину не менее 10 лет.

Что такое КТ

В РФ на законодательном уровне установлен и действует территориальный коэффициент ОСАГО, задача его состоит в том, чтобы при страховании учесть особенности автодорожной ситуации в какой-либо местности, его население и аварийность. Такой коэффициент является обязательным, может быть как повышающим, так и понижающим (меньше 1).

Повышающие значения установлены для тех населённых пунктов, где сложилась особенно опасная ситуация с движением на дороге. Происходит много аварий, а количество авто слишком высоко. К местам, где он достигает максимального значения, равного 2, относятся все крупнейшие города — Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Новосибирск.

Для некоторых регионов этот коэффициент очень низок и равен 0,6 (например, Чукотка). Это даёт возможность снизить стоимость страховки на 40%.

Устанавливает значения этого параметра Банк России в специальном указании. В данный момент перечень КТ для различных регионов можно найти в Указании № 3384-У.

При приобретении полиса учитывается:

  1. Место регистрации собственника авто, являющегося физическим лицом.
  2. Место регистрации юридического лица.

Если транспортное средство в большинстве случаев используется в ином регионе, то территориальный коэффициент будет зависеть лишь от места регистрации.

Территориальный коэффициент (КТ)

Цена страховки ОСАГО меняется по регионам. Этот коэффициент может серьезно повлиять на окончательный расчет. Он варьируется от 1,5 до 2 и зависит от территории преимущественного использования транспортного средства.

Для частного автовладельца — это место регистрации, для юрлиц – место юридической регистрации организации.

Наиболее высокий коэффициент в городах-мегаполисах с активным движением, где наиболее высокая концентрация ДТП.

Например, по Москве, Казани, Перми, Якутску, Челябинску этот коэффициент соответствует 2, а по Московской области 1,7. В Санкт-Петербурге территориальный коэффициент 1,8, а в Ленинградской области 1,6.

В ближайшем будущем планируется изменение территориальных коэффициентов, и вполне возможно, что они поднимутся для убыточных по ОСАГО регионов до 2,5.

Так, в Мурманске тариф, возможно, поднимется до 2,5, в Челябинске и в Иваново до 2,4, в Москве скорее всего останется без изменений.

Так как для мощных автомобилей определяются высокие ставки, которые еще и увеличиваются от регистрации в городе, то весьма существенной экономией для автовладельца может стать оформление автомобиля, особенно грузовика или внедорожника, на родственника, проживающего в области.

Для малых городов рассчитывается невысокий территориальный коэффициент ОСАГО, что значительно снижает стоимость страхового полиса.

Сейчас составлены специальные таблицы коэффициентов территории ОСАГО, по которым можно узнать размеры корректировок для вашего региона.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://strahovkunado.ru/auto/osago/tarify-i-koehfficienty.html
  • https://avtoved.com/strahovanie/osago/koeffitsienty
  • https://osagoonline.ru/koeffitsienty-osago-v-2019-godu/
  • http://avtopravozashita.ru/avtostrahovanie/osago/kojefficienty-osago.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий