Что такое уступить дорогу

 

Известно, что водители должны уступать дорогу пешеходам, но как это сделать по ПДД в 2022 году, чтобы не получить штраф?. Требование «уступить дорогу» в ПДД – это освобождение проездных путей для участников, имеющих преимущественное право продвижения по дороге.

Наказание за нарушение ПДД

Актуальная таблица штрафов КоАП:

Итак, уступить дорогу необходимо во многих случаях – к примеру, при въезде на главную со второстепенной или с грунтовой на асфальтовую.

Также следует уступать пешим гражданам, имеющим преимущество, и маршрутным ТС, отъезжающим от зоны остановки в населенных пунктах.

Когда нужно

В Правилах нет отдельного списка случаев, когда водитель должен уступить. Однако, изучив все разделы и пункты, такой перечень можно составить самостоятельно.

Приведем список некоторых случаев, при которых необходимо предоставить преимущество иным участникам движения:

  • водители должны дать преимущество во всех случаях, если у автомобиля, на котором установлены специальные сигналы (проблесковый маячок синего цвета и особый звуковой сигнализатор), одновременно включен и проблесковый маячок, и звуковой сигнал (п. 3.2. Правил);
  • при выезде с прилегающей территории (дворы многоквартирных домов, автозаправки и др.) на автомобильную дорогу (п. 8.3. Правил);
  • при перестроении надо уступить тем водителям, которые движутся без изменения направления движения по той полосе, на которую водитель хочет перестроиться (п. 8.4. Правил);
  • при левом повороте или развороте с трамвайных путей нужно не создавать помех попутному трамваю (п. 8.5. Правил);
  • в случаях, когда очередность проезда какого-либо места не указана в Правилах, дать преимущество нужно тем, кто приближается справа (п. 8.9. Правил);
  • если на стороне автомобилиста имеется какое-либо препятствие, он должен предоставить преимущество (п. 11.7. Правил), однако данное правило на уклонах, которые обозначены указателями . и ., не действует – в этих случаях, уступить дорогу должен тот, кто движется на спуск;
  • при любых поворотах (направо или налево) автомобилист обязан дать преимущество пешеходам и велосипедистам (п. 13.1. Правил);
  • на нерегулируемых и регулируемых перекрестках при повороте налево или развороте нужно уступить тем, кто движется прямо или направо (трамваю нужно уступить вне зависимости от направления его движения, если и водитель, и трамвай находятся на равнозначных дорогах);
  • на регулируемых перекрестках, после включения “зеленого”, водитель должен предоставить преимущество пешеходам, не закончившим переход проезжей части, и другим автомобилям, не успевшим завершить маневр (п. 13.8. Правил);
  • на всех перекрестках водители, движущиеся по второстепенной автодороге, обязаны уступить тем, кто на главной;
  • не создавать помех нужно и тогда, когда автомобиль съезжает с грунтовой или проселочной дороги на асфальтовую;
  • во всех случаях, когда тип покрытия определить не удается (грунтовое, асфальтовое и др.), водителю следует считать, что он находится на второстепенной (п. . Правил);
  • уступать следует и поезду, руководствуясь правилами проезда ж/д переездов (Раздел 15 Правил), а также всем пешеходам, осуществляющим движение в жилой зоне (п. 17.1. Правил).

Автобусу, отъезжающему от остановки

П. 18.3. Правил гласит об обязанности владельцев безрельсовых транспортных средств дать преимущество автобусам, начинающим движение от обозначенной зоны остановки.

Указанное требование распространяется только на населенные пункты – то есть вне них уступать дорогу автобусам, отъезжающим от места остановки, не нужно.

Определить зону остановки маршрутных ТС можно по наличию:

  • знака .;
  • разметки . (имеет желтый цвет и исполняется в виде “зигзага”).

При сужении дороги

Сужение автодороги с обеих сторон обозначается предупреждающим указателем .

Также в той или иной степени под сужением можно понимать конец полосы (то есть, к примеру, было 2 полосы, а стала 1). В таком случае, применяются соответствующие знаки особого предписания . или .

Также о сужении дороги (уменьшении количества полос) может свидетельствовать разметка .

При сужении дороги действует общий порядок предоставления приоритета при перестроении, предусмотренный в п. 8.4. Правил – при сужении дороги или изменении количества полос нужно уступить дорогу тем, кто движется попутно без изменения направления движения.

В особых случаях (например, при одновременном перестроении) следует прибегнуть к требованию, предусмотренному п. 8.9. Правил – а именно, предоставить преимущество тому, кто находится справа.

При сужении справа

Сужение справа обозначается знаком ., а если правая полоса как бы “вливается” в левую – то знаком .

В данном случае следует руководствоваться все теми же требованиями пп. 8.4. и 8.9. Правил.

Разберем ситуацию на классическом примере. На картинке видим, что зеленому автомобилю не нужно совершать каких-либо маневров (например, перестроения), красному же автомобилю, чтобы продолжить движение, придется перестроиться на полосу, которую занимает зеленый автомобиль. Соответственно, действует порядок, установленный в п. 8.4. Правил – то есть уступить должен красный автомобиль.

Когда можно не уступать дорогу

Не уступать дорогу можно в следующих случаях:

  • на нерегулируемом перекрестке при движении по главной (кроме пешеходов, вступивших на нерегулируемый пешеходный переход);
  • на регулируемом перекрестке при движении на зеленый свет в прямом направлении (кроме трамвая, также двигающегося на основной зеленый);
  • на перекрестке равнозначных автодорог при намерении повернуть направо (кроме пешеходов) (уступать не нужно, так как помехи справа нет);
  • при сужении автодороги не нужно уступать, если продолжается движение по своей полосе без изменения направления.

Наказание за невыполнение требований

Штрафы в случаях, когда участник движения не захотел предоставить преимущественный проезд автомобилистам, имеющим на это право, определяются в КоАП РФ.

Основное денежное наказание за данное нарушение определяется в фиксированном размере – 1000 рублей. Это определено п. КоАП российского административного права.

Можно в отдельной таблице перечислить несколько вариантов денежных взысканий за случаи, когда водитель не уступил дорогу приоритетному участнику (участникам):

Требование ПДД, уступить путь для проезжающего транспорта или идущих пешеходов, заключается в том, чтобы водители не создавали никаких помех для их продвижения.

Приоритет – это право участника дорожного движения проехать первым по определенному пути. Обычно такой путь обозначается правилами, знаками, разметкой и конструкцией самой дороги (напр., главная, второстепенная).

Определение препятствия по ПДД найдёте в статье: препятствие по ПДД.

Про разворот через трамвайные пути вне перекрестка по ПДД смотрите на странице.

Про свет фар в дневное время по ПДД узнайте из этой информации.

Кому водитель обязан уступить дорогу

Фото 2

Автомобилисты должны уверенно ориентироваться, знать, кому и когда следует уступать проезд.

Некоторым участникам дается по ПДД преимущество не во всех случаях. Другие же пользуются приоритетом постоянно. Например, автобусу, отъезжающему от остановки, следует уступать путь всегда. А едущим водителям по дороге с двухсторонним движением – нет.

Например, если стоит знак, показывающий разноцветными стрелками, какой путь главнее, то нужно следовать его указаниям.

Самое главное, какими бы ни были обстоятельства на дорогах, не вынудить преимущественный транспорт сбавлять скорость или менять траекторию. Иначе могут случиться столкновения на проезжей части приоритетной зоны проезда.

Поэтому необходимо отдельно рассмотреть некоторые случаи, когда и кого пропускать нужно постоянно, а когда и кого – в особых случаях, или в ситуациях, предписанных Правилами.

В обязательном порядке

Участнику, пользующемуся преимуществом, водитель уступает путь вне зависимости от того, автомобилист это, либо велосипедист или пеший человек. Все зависит от разметки дороги, знаков и правил, стоящих за этим.

Перечень субъектов, которых обязательно следует пропускать, указан в таблице ниже:

Примеры спецтранспортных средств передвижения – автомобили:

  • скорой помощи;
  • спецтранспорту МЧС;
  • пожарной службы;
  • ГАИ с работающими сигнальными устройствами;
  • спасательной службы;
  • полиции и др.

По Правилам, специальный регламент, как ездить через пешеходные наземные переходы, указан в целом Разделе №14. Нужно помнить также, что к рельсовым ТС всегда должна быть проявлена повышенная внимательность со стороны водителей автомобильного транспорта.

Когда можно ездить по выделенной полосе для общественного транспорта по ПДД, объясняется в статье: автобусная полоса по ПДД.

Сколько секунд должно быть время реакции водителя по ПДД, читайте здесь.

По ситуации

В случае, когда поток машин плотный по главной дороге и на выезде, водитель, движущийся по главной, останавливается, чтобы пропустить машины из выезда, тогда такое действие не будет считаться неправильным. Он уступил дорогу не вынужденно, а по собственному желанию, что значит – не нарушил никаких Правил.

В пути встречается также разная разметка. Она может дополнительно регулироваться светофорами или дорожными знаками, но не всегда.

Рассмотрим для примера несколько вариантов ситуаций, при которых возникает необходимость пропустить машину, либо таковая норма отсутствует.

При сужении дороги

Сужающиеся пути именуются в народе – «горлышко». Оно может встречаться на поворотах, перед приближением к перекресткам, въезду в город, на мост и на других участках.

Если водитель едет по дороге без разметки, потом обнаруживает, что она сужается, а навстречу движется автотранспорт, значит, дорога условно двухсторонняя.

Уступать проезд здесь придется в двух случаях – попутном проезде и навстречу друг другу. При попутном движении. На рисунке видно, что уступить желтому автомобилю проезд может одна из машин – или синяя, или белая.

Белой может быть дан приоритет объезда синей машины (п. 8.4 ПДД), но только если дистанция от нее к встречному авто позволяет это сделать. Иначе возможен риск столкновения.

Общее правило здесь действует следующее – уступить нужно путь тому, что едет с правой стороны (п. 8.9 ПДД), у кого наблюдается помеха справа.

При встречном разъезде действуют такие правила:

  1. Уступает тот, на пути которого возникло препятствие.
  2. Сигналить жестами, «договариваться по-джентельменски».
  3. Сигналить фарами, сбавляя скорость и отъезжая к правому краю дороги, предупреждая о том, что предоставляется возможность проезда встречному транспорту.

Такие участки обычно предупреждаются сигнальными знаками – «Сужение проезжей части». Они позволяют автомобилистами максимально сконцентрироваться и быть бдительными в пути.

На перекрестке

В случаях продвижения по главной дороге, есть те направления, по которым едут машины и им можно не уступать дрогу, но есть и другие – где даже автомобилист главной дороги обязан уступать проезд.

Это касается встречных авто, едущих прямо или сворачивающих на главную. Здесь работает принцип помехи справа.

Если главный путь сворачивает и об этом предупреждает соответствующий знак, тогда возможности у движущегося по главной дороге автомобиля увеличиваются – он может уступить проезд, только встречному, если сворачивает через перекресток на полосу противоположенного продвижения.

Но даже в этом случае, если рядом будет находиться остановка для пассажиров, тогда он должен будет уступить общественному транспорту, немного задерживаясь на перекрестке.

Если перед перекрестком по ходу движения установлен указатель «Уступи дорогу», тогда необходимо остановиться и всех пропустить.

Случаи вынужденной остановки на перекрестке показывают, когда требование по уступке не будет нарушаться. После того как водитель второстепенной дороги двигался к перекрестку, не успел его пересечь или остановиться раньше, выехал на середину и остановился, то он не нарушил правила.

Пропуская машины, едущие по главной, он должен стоять по направлению потока движения, держась правой части напротив полосы. Автомобилист же, едущий по главной полосе, обязан в этом случае сбавить скорость согласно норме п.10.1 ПДД.

  • Ехать только прямо.
  • Уступи дорогу.
  • При одновременном перестроении

    Перестроение в Правилах – это ситуация, когда автомобилист выезжает из своей основной полосы и направляется к полосе соседнего параллельного движения, чтобы продолжить свой путь в том же самом направлении, но по другой полосе. Как это делается грамотно и законно, описывается в п.8.4 ПДД.

    Важно для безопасного одновременного маневрирования учесть следующее:

    1. Помеху с правой стороны. Здесь необходимо уступить дрогу, если она есть.
    2. Сбавление скорости.
    3. Заблаговременное включение поворотных огней.
    4. Соблюдение дистанции.
    5. Ориентировка по зеркалам.

    Перестраиваться необходимо исключительно тогда, когда есть полная убежденность, что нет больше никаких помех и путь безопасен.

    Встречному автомобилю

    Встречный автомобиль – практически всегда является приоритетным транспортом в потоке движения. Уступать им дорогу обязаны водители на основании ПДД. Поэтому существует разница, по главной дороге движется водитель, или по второстепенной.

    Но есть знаки-указатели, которые могут предупредить автомобилиста, едущего по равнозначной дороге, что встречный автотранспорт обязан уступить проезд ему. Номер такого знака – 2.7 по ГОСТу.

    Фото 2

    Требование Правил дорожного движения уступить дорогу

    14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

    После внесения изменений в Правила, требование стало определенным — «уступить дорогу», вместо «пропустить». Это определено термином.

    «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

    Касаемо пешеходов это чаще вынуждение изменения скорости как в большую, так и в меньшую сторону. У пешехода есть три позиции когда водитель может нарушить требование уступить дорогу.
    • На проезжей части;
    • На пересечении траекторий;
    • На тротуаре или обочине.
    Движение пешехода через дорогу

    Что означает

    Понятие “уступить дорогу” приведено в п. 1.2. Правил и эквивалентно определению “не создавать помех”.

    Согласно тексту, приведенному в Правилах, уступить – это значит, что водитель или иной участник движения не должен начинать, возобновлять или продолжать дальнейшее движение (либо исполнять какой-нибудь маневр), если такие действия смогут вынудить лиц, имеющих преимущественное право проезда (прохода) согласно Правилам, изменить скорость или направление движения.

    Отметим, что требование по предоставлению преимущества будет выполнено, если характер действий водителя не будет носить вынужденный оттенок.
    К примеру, если автомобиль находится на второстепенной и остановился для пропуска ТС, находящегося на главной, а этот автомобиль, находящийся на главной, добровольно остановился для того, чтобы пропустить водителя со второстепенной.

    Более того, нарушить требование “уступить дорогу” можно только по отношению к движущемуся ТС/пешеходу. Если хотя бы одно ТС/пешеход не движутся и не совершают каких-либо маневров, создать помехи каким-либо образом для них нельзя.

    Движение пешехода по проезжей части


    Одна из популярных ловушек для водителей, когда пешеход начинает переходить дорогу с левой стороны широкой проезжей части или вообще встречную проезжую часть водители попадаются на вырезку из пункта 14.1 «уступить дорогу пешеходам, вступившим на проезжую часть». Но для нарушения требования «уступить дорогу» необходимо вынудить изменить скорость. В данной ситуации обвинение необоснованно.

    Если пешеход все же меняет скорость, то причина изменения его скорости должна быть именно в приближающемся автомобиле, а не какими либо причинами по желанию пешехода.

    Определение термина

    Требование «уступить дорогу» в ПДД – это освобождение проездных путей для участников, имеющих преимущественное право продвижения по дороге.

    Требование возникает к тому автотранспортному средству, у которого нет преимущественных прав ездить беспрепятственно, чтобы уступали дорогу.

    Приоритет или преимущество – это наличие, получение права продвижения по заданной траектории в первую очередь, тогда как остальные участники обязаны пропускать. Такое понятие прописано в п. 1.2 ПДД.

    Что обозначает выражение «уступить дорогу»? Какие при этом действия или отсутствие должны быть предприняты водителями? Раскрытие значения понятия «требование Правил «уступить дорогу».

    Это обозначает, что не стоит делать следующее:

    • создание каких-либо помех для свободного проезда;
    • осуществление продвижения назад, вперед, вправо или влево;
    • возобновление движения;
    • продолжение езды;
    • совершать маневрирование.

    Одним словом, запрещено делать что-либо, что могло бы вынудить участников с преимущественным правом свободного проезда, менять свою траекторию пути, сбавлять скорость.

    Если автомобилист таким не уступил дорогу, то возникает большой риск провокации аварии, столкновения других машин между собой из-за смены маршрута машиной или людьми, движущимися по преимущественному участку.

    Возникают сложные ДТП. Вот почему такое правило, как «уступка проезда» играет важную роль в Правилах автомобильного движения.

    Движение пешехода на пересечении траекторий

    В такой ситуации дать объективную оценку действиям водителя сложно. Пешеход может просто испугаться приближающегося автомобиля, а водитель в свою очередь субъективно оценивает ситуацию. Чтобы избежать спорной ситуации водителю следует остановиться перед пешеходным переходом, не прибегая к экстренному торможения, что будет подтверждением отсутствия угрозы для пешехода.

    Источники

    Использованные источники информации при написании статьи:

    • https://bibiguru.ru/ustupit-dorogu/
    • http://avtopravozashita.ru/pdd/ustupit-dorogu-po-pdd.html
    • https://ruspdd.ru/journal/osobennosti-propuska-peshehodov/
    0 из 5. Оценок: 0.

    Комментарии (0)

    Поделитесь своим мнением о статье.

    Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


    Написать комментарий