Динамика авиаперевозок в россии

 

Статистика авиаперевозок позволяет оценить показатели внутреннего рынка, а также увидеть динамику развития международных отношений.

Ценовая политика авиакомпаний

С учетом длительного запаздывания сбора, обработки и доведения до авиационного сообщества статистических данных, характеризующих ценовую политику авиакомпаний, отрасли необходим оперативный инструментарий «замера» ценовой информации непосредственно с рынка, в online-режиме.

Авторами настоящей статьи разработана и апробирована такая методика мониторинга ценовой политики авиакомпаний на сегменте 40 крупнейших по пассажиропотоку внутренних воздушных линий (ВВЛ), как наиболее массового рыночного сегмента, в совокупности составляющего около 65% внутрироссийских коммерческих воздушных перевозок. Подробно об организации и методике исследования указанного сегмента рынка авиаперевозок и реализуемой на нем тарифной политике авиакомпаний изложено нами в статье «Анализ тенденций и мониторинг ценовой политики авиакомпаний на внутренних воздушных линиях РФ».

Результаты мониторинга средневзвешенной цены (тарифа) экономического класса перевозки на сети 40 крупнейших ВВЛ РФ (в формате удельной стоимости перевозки на пасс-км) за период – приведены на рис. 9. Выборка по ценам на авиабилеты производится для стандартного экономического класса обслуживания за 2-3 недели до планируемой даты вылета, выбираются билеты без скидок и специальных предложений, рекламных акций, с включенным в стоимость билета багажом, для лоукост-авиакомпании «Победа» производился мониторинг цен тарифа «Пакет плюс» (средний сегмент в тарифной линейке авиакомпании, который включает в цену билета

Рис. 9. Динамика изменения средневзвешенной цены 1 пасс-км в сегменте 40 крупнейших ВВЛ (эконом-класс)

Динамика пассажирских авиатарифов

Важное влияние на экономику авиапредприятий и состояние спроса на авиаперевозки оказывают тарифы и себестоимость перевозок авиакомпаний. Для анализа указанных показателей определим соответствующие показатели рынка авиаперевозок на основании статистических данных форм 67-ГА и 12-ГА за 2011-2016 гг.: рассмотрим динамику среднего пассажирского тарифа на ВВЛ и МВЛ на фоне соответствующих инфляционных процессов – рис. 2 – 3. Из представленных данных следует, что российские авиакомпании, фактически поставленные кризисом и доминированием группы Аэрофлот в условия борьбы за «выживание», вынуждены, в особенности на ВВЛ, вести очень консервативную ценовую политику:

  • за 2011 – 2016 гг. средний тариф на ВВЛ (на пасс-км) вырос на 32,5% (если бы государство не снизило с 18% до 10% ставку НДС на ВВЛ, указанный рост составил бы около 42%), при этом инфляционный рост цен в экономике России за указанный период достиг почти 60%;
  • за этот же период средний тариф на МВЛ (на пасс-км) вырос на 66,8%, хотя курс доллара за этот же период вырос на 129%.

Авиакомпании сумели удержать в ограниченных масштабах рост средних цен на авиапассажирские перевозки, в руб/пасс-км (в целом за период 2011 – 2016 гг. росли практически в два раза более низкими темпами, чем инфляция в российской экономике), чему способствовала успешно проведенная ранее модернизация парк ВС.

Аналогично на основании данных ф. 67-ГА и 12-ГА за 2011-2016 гг. приведена динамика среднего тарифа перевозки грузов и почты на ВВЛ и МВЛ на фоне соответствующих инфляционных процессов – рис. 4 – 5. Отметим, что динамика среднего тарифа перевозки грузов и почты гораздо теснее увязана с динамикой уровня инфляции в экономике и изменения курса валют, чем тариф на пассажирские перевозки, что обусловлено разными стратегиями ценообразовании операторов на авиапассажирском и авиагрузовом рынках.

Рис. 2. Динамика среднего тарифа на пасс-км на МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Рис. 3. Динамика среднего пассажирского тарифа на пасс. на МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Рис. 4. Динамика среднего тарифа на ткм груза и почты на МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Рис. 5. Динамика среднего тарифа на перевозку 1 тонны грузов и почты на МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Концентрация рынка авиаперевозок продолжает расти

При расчете доли 10 крупнейших авиакомпаний использовались консолидированные операционные показатели Группы «Аэрофлот» («Аэрофлот», «Россия», «Оренбургские авиалинии», «Донавиа», «Победа», «Аврора»), Группы «Волга-Днепр» («ЭйрБриджКарго», «Волга-Днепр», «Атран»), результаты «Сибири» были увеличены за счет показателей «Глобуса».

На протяжении последних лет российский рынок авиаперевозок характеризуется ростом доли крупнейших авиакомпаний. В сегменте грузовых перевозок доля 10 крупнейших авиакомпаний по грузообороту выросла с 94% по итогам 2010 года до 99% в 2022 году. При этом доля топ-10 компаний по пассажирообороту выросла с 83% до 93% за аналогичный период (без учета иностранных авиакомпаний).

В 2022 году консолидация произошла даже в структуре Группы «Аэрофлот», в рамках которой авиакомпании «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии» были присоединены к «России».

Рисунок 4. Доля топ-10 авиакомпаний растет и в грузовых, и в пассажирских перевозках

Источник: расчеты АКРА

В результате продолжающегося роста доли крупнейших авиаперевозчиков в зону риска попадают небольшие авиакомпании, специализирующиеся на региональных перелетах (в частности, на субсидируемых направлениях) и не имеющие доступа к маржинальным международным направлениям. Как правило, такие компании стараются избегать прямой конкуренции с крупными игроками рынка. Отсутствие возможности выхода на новые прибыльные направления в условиях снижающейся доли рынка может привести к сокращению маржинальности перевозок и ухудшению кредитоспособности большого количества небольших авиаперевозчиков. В дальнейшем это может привести к уходу с рынка мелких авиакомпаний и дальнейшему росту доли крупнейших игроков.

По прогнозам АКРА, к 2022 году доля 10 крупнейших авиакомпаний в сегменте пассажирских авиаперевозок может достигнуть 95–98%. Доля 10 крупнейших грузовых авиакомпаний будет оставаться на текущем уровне.

Операционные финансовые результаты отраслевого авиатранспортного комплекса

В отношении финансовых результатов деятельности авиакомпаний в целом по ГА, то по уточненным данным 2022 г. впервые с 2010 г. совокупный финансовый результат оказался положительным и составил около 2,9 млрд. руб (рис. 6 – 8). Позитивный результат достигнут, в основном, за счет адекватной ценовой политики авиакомпаний и введенной государством с середины 2022 года 10%-й ставки НДС на ВВЛ. При этом на МВЛ стабильно обеспечивается операционная прибыль, а на ВВЛ – высокая убыточность.

Рис. 6. Динамика отраслевых финансовых результатов ГА РФ на МВЛ+ВВЛ

Рис. 7. Динамика отраслевых финансовых результатов ГА РФ на МВЛ

Рис. 8. Динамика отраслевых финансовых результатов ГА РФ на ВВЛ

Применение воздушного транспорта

Грузовые авиаперевозки подразумевают транспортировку разных товаров. Среди них могут быть продукты питания, дорогостоящее оборудование, документы. Узкопрофильные компании нередко осуществляют авиаперевозки опасных грузов, которые могут нанести вред имущества и даже здоровью человека (кислота, взрывоопасные вещества).

Статистика авиаперевозок показывает, что доля воздушного транспорта в мировом объеме грузоперевозок составляет 0,6–2%. В стоимостном выражении цифра достигает 35–40%.

Однако по данным IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), рынок авиаперевозки грузов демонстрирует замедление темпов роста. Основной причиной являются военные действия. Как следствие наблюдается снижение мировой торговли.

Однако, это не единственная причина. В последнее время транспортные авиаперевозки сместились в сторону морского и ж/д транспорта. Где цены намного ниже. Факторы, влияющие на стоимость транспортировки грузов:

  • параметры товара (вес, индивидуальные характеристики);
  • срочность доставки;
  • маршрут (желательно без разрывов и остановок – прямой рейс);
  • страховка.

Существуют базовые тарифы, которые устанавливает IATA. Они едины для всех. Тогда как авиакомпании могут устанавливать отдельные тарифы для разных направлений. Стоимость авиаперевозки грузов по России:

Статистика авиаперевозок в РФ за первые 2 месяца 2022 года зафиксировала рост показателей на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Общий объем составил 150,5 тыс. тонн. Из них 115,3 приходятся на международные направления. Доля региональных авиаперевозок составляет 35,2 тыс. тонн. Эксперты прогнозируют увеличение объемов в ближайшие годы:

Авиаперевозки грузов из Китая пользуются большим спросом у крупных коммерческих компаний России. Тарифы на транспортировку груза (в долларах):

Объем авиаперевозок из Китая (грузовых и пассажирских) занимает второе место в мире. На первом – США.

Чартерные рейсы

Чартерные авиаперевозки осуществляются не регулярно, а разово. Рейсы могут быть грузовые и пассажирские. Воздушные суда используются для одной партии груза, если:

  • объем груза слишком большой;
  • перевозят биологически активные вещества (опасные);
  • доставка требуется туда, где не осуществляются регулярные рейсы.

Например, в Советское время специальный летный отряд осуществлял чартерные рейсы пассажиров, доставляя членов правительства СССР и общественных деятелей разных стран. При этом чартерные рейсы намного чаще задерживают:

Перевозка пассажиров

На мировом рынке авиаперевозок пассажиров наблюдался рост в 2022 году. По данным IATA показатели увеличились на 5,9% по сравнению с предыдущим годом. Статистика авиаперевозок в мире показывает, что объем регулярных рейсов увеличился на 5,7% (3,8 млрд. пассажиров). Самые высокие показатели:

  1. Ближний Восток – 5,7%.
  2. Азиатско-Тихоокеанский регион – 8,9%.
  3. Европейский регион – 3,8%.
  4. Североамериканский регион – 3,2%.

Доход отрасли составил 701 млрд. долл. США. Из них 71,9% принесли пассажирские авиаперевозки.

Статистика авиаперевозок в России 2022 году зафиксировала уменьшения показателей на 4,1%. Общий объем составил 102,8 млн. пассажиров. Из них 88,5 млн. человек перевезли российские авиакомпании. Это на 1% больше, чем в 2022 году (87,8 млн.). Рост пассажирооборота ожидается только с 2022 года:

В России уже на протяжении 8 лет действует субсидирование авиаперевозок. Люди могут покупать льготные авиабилеты по сниженному тарифу. Часть затрат на себя берет государство. В результате повышаются туристические потоки из-за доступности цен на авиабилеты.

В России наиболее субсидируемые маршруты с Дальнего Востока и Калининграда. Статистика авиаперевозок показывает, что 2022 году льготной программой воспользовались 160 тыс. жителей Калининграда, чтобы лететь в европейскую часть страны. Однако уже сегодня государственные субсидии на рынке авиаперевозок сократили на 17%. Из бюджета было выделено 8,76 млрд. руб.

Дальность грузовых авиаперевозок увеличилась

В 2022 году российскими авиакомпаниями было перевезено 977 тыс. тонн грузов и почты, что соответствует уровню 2022 года. При этом международный сегмент грузоперевозок сократился (-4%), тогда как на внутренних линиях грузов было перевезено на 5% больше. Снижение объема международных перевозок было компенсировано существенным увеличением среднего расстояния перевозки одной тонны груза (с 6 342 км до 8 105 км), что привело к приросту грузооборота на МВЛ на 22%, до 5 716 млн тонно-километров (ткм). Общий грузооборот вырос на 20% и по итогам 2022 года составил 6 575 млн ткм.

Динамика грузовых перевозок во многом определяется результатами деятельности крупнейшего игрока этого сегмента — авиакомпании «ЭйрБриджКарго», на которую приходится 51% всех перевезенных грузов и 75% совокупного грузооборота российских авиаперевозчиков. Так, в 2022 году «ЭйрБриджКарго» было перевезено на 4,5% меньше грузов, однако грузооборот компании увеличился на 26% за счет среднего расстояния перевозки.

Дальнейшее изменение объемов грузовых авиаперевозок на внутренних направлениях во многом будет определяться динамикой инвестиций российского бизнеса в основной капитал. По оценкам АКРА, из-за снижения объема таких инвестиций в 2022 году падение грузовых перевозок на ВВЛ может достичь 3%. Из-за высокой доли иностранных заказчиков сегмент международных авиаперевозок не так сильно зависит от российских макроэкономических показателей, в связи с чем АКРА ожидает постепенного увеличения объема перевозимых грузов на международных направлениях до 2022 года. При этом на динамику международных перевозок может оказать дополнительное влияние изменение геополитической обстановки.

Рисунок 3. В ближайшие годы объем грузовых авиаперевозок будет постепенно увеличиваться

Источник: Росавиация, расчеты АКРА

Правила транспортировки

Правила транспортировки

В каждой стране существуют свои правила авиаперевозок пассажиров или багажа. Это обеспечивает необходимый уровень безопасности полетов и является гарантом качественного обслуживания авиаперевозок. Однако провоз багажа на борту самолета является одним из основных организационных моментов.

Правила авиаперевозок багажа не имеют единого мирового стандарта. Каждое государство или авиакомпания устанавливает свои требования. Например, при перелете в Дубай нельзя брать с собою книги религиозного характера, если они не имеют отношения к исламу.

На допустимый вес багажа также влияет стоимость билета (например, эконом или бизнес-класс) и тип самолета. Если масса вещей превышает установленную норму, то авиаперевозка багажа будет возможна при дополнительной оплате. Для безопасности авиаперевозок большинство авиакомпаний не разрешают провозить такие вещи:

  • ножи;
  • вязальные спицы;
  • бритвы, лезвия;
  • штопоры и иные колюще-режущие предметы.

Чтобы избежать возможных проблем, необходимо заранее выяснить список запрещенных предметов. Правила авиаперевозок также не рекомендуют укладывать в багаж драгоценные металлы, ценные бумаги, хрупкие вещи или деньги. Статистика авиаперевозок показывает, что в мире каждые 90 секунд происходит потеря багажа.

Фото 2

В 2022 году пассажирооборот стабилизируется

По итогам 2022 года совокупный пассажирооборот российских авиакомпаний сократился на 5% и составил 215,6 млрд пкм. Падение произошло на фоне сокращения пассажирооборота на МВЛ на 12,6%, при этом в сегменте пассажирских перевозок на ВВЛ наблюдался рост этого показателя на 5%.

Сегмент деловых авиаперевозок занимает существенную долю рынка, но значительное влияние на общую динамику оказали изменения в туристическом сегменте. Если рост пассажирооборота ВВЛ до 2014 года объяснялся, помимо прочих факторов, увеличением реальных располагаемых доходов населения, то с 2014 года он был обусловлен переориентацией части пассажиров МВЛ на внутренние направления. Причиной этому послужил ряд макроэкономических и геополитических факторов: снижение доходов населения (особенно в валютном выражении), прекращение авиасообщения с Турцией, Египтом и Украиной, ограничение на выезд за границу для некоторых категорий населения.

В середине 2022 года запрет на чартерное авиасообщение с Турцией был снят, однако это не успело отразиться на показателях международного пассажирооборота российских авиакомпаний за прошлый год. По оценкам АКРА, существует вероятность возобновления авиасообщения с Египтом в ближайшие один-два года, что может оказать дополнительную поддержку международным перевозкам за счет возвращения части туристического потока на недорогие иностранные направления.

Мы ожидаем стабилизации макроэкономических показателей, однако допускаем возможность небольшого сокращения реальных доходов населения в 2022 году. Это, несмотря на рост авиаперевозок в январе, может обусловить снижение пассажирооборота на ВВЛ в целом по году на 4,6%, до 99,4 млрд пкм. При этом ожидаемый рост пассажирооборота на МВЛ составит 3,8%, до 116 млрд пкм. Совокупный пассажирооборот сохранится на близком к 2022 году уровне и составит 215,1 млрд пкм. В 2022 году перевозки болельщиков на ЧМ-2018 окажут поддержку рынку, но влияние этого фактора будет ограниченным. В последующие годы, по нашим прогнозам, рынок будет расти на 1–2% в год, но до 2022 года не достигнет уровня 2014 года.

Рисунок 1. Рост пассажирооборота можно ожидать только с 2022 года

Источник: Росавиация, расчеты АКРА

Прогноз подготовлен в соответствии с Общими принципами прогнозирования социально-экономических показателей АКРА.

Поездка с детьми

Родители все чаще берут с собой детей во время перелетов. Поэтому авиакомпании разработали правила, которые обеспечивают безопасность на борту самолета. При себе необходимо иметь документы, подтверждающие возраст малыша. Компания Аэрофлот предоставляют пассажирам детские люльки, если предупредить об этом за 24 часа до взлета.

При авиаперевозке детей предоставляются самые безопасные места – первый ряд или в начале салона. Если ребенку нет двух лет, то предусмотрены скидки. Стоимость авиаперевозки составит всего 10% от цены билета для взрослого. Если детей двое, то могут быть скидки до 50%.

Количество пассажиров снижается, средняя дальность перелета растет

Количество перевезенных пассажиров на МВЛ в 2022 году сокращалось быстрее (-19%), нежели международный пассажирооборот (-12,6%), что обусловлено существенным изменением средней дальности перелета одного пассажира. В прошлом году этот показатель для МВЛ увеличился на 7%, до 3 466 км. Хотя перераспределение пассажиропотоков между внутренними и международными авиалиниями и привело к росту количества перевезенных пассажиров на ВВЛ, на средней дальности перелета одного пассажира это не отразилось
(1 846 км).

Рисунок 2. Количество перевезенных пассажиров на ВВЛ с 2022 года будет постепенно снижаться

Источник: Росавиация, расчеты АКРА

По оценкам АКРА, возобновление чартерного сообщения с Турцией приведет к снижению средней дальности перелета на международных направлениях в 2022 году. Тем не менее этот показатель останется выше уровня 2022 года, а его дальнейший рост будет обусловлен снятием ограничений на перелеты в Египет и ростом реальных располагаемых доходов населения. На внутрироссийских линиях продолжение роста доступности перелетов на небольшие расстояния будет способствовать дальнейшему снижению средней дальности перелета и может оказать поддержку операционным показателям авиакомпаний в этом сегменте за счет перетока части пассажиров с железнодорожного транспорта.

Таблица 2. Средняя дальность перелета одного пассажира на МВЛ резко выросла в 2022 году

Источник: расчеты АКРА

Рынок авиаперевозок

Рынок авиаперевозок

Международный рынок пассажирских авиаперевозок

Для мировой авиационной отрасли 2022 год стал достаточно успешным: по данным IATA, рост пассажирооборота в мире по сравнению с 2022 годом составил 5,9%. Объем пассажирских перевозок на регулярных рейсах вырос на 5,7%, до 3,8 млрд пассажиров. Процент занятости пассажирских кресел по мировой отрасли, по предварительным оценкам, составил 80,2%, что на 0,2 п.п. ниже результата 2022 года.

В 2022 году наиболее динамично развивались перевозки в регионе Ближнего Востока. Рост пассажирооборота по сравнению с 2022 годом составил 10,8%.

Второе место по темпам роста занимает рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, где пассажирооборот увеличился на 8,9%.

В Европейском регионе пассажирооборот вырос на 3,8%. Основным драйвером Европейского рынка стал рост международных перевозок. Данная динамика обусловлена увеличением провозных мощностей на 3,8%, а также снижением доходных ставок за счет развития сегмента бюджетных перевозок и снижения стоимости топлива.

Североамериканский рынок показал увеличение пассажирооборота на 3,2%, что обеспечено устойчивым экономическим ростом Соединенных Штатов Америки и положительной динамикой перевозок на внутреннем рынке.

Доходы отрасли, по данным IATA, снизились на 2,4% по сравнению с предыдущим годом и составили 701 млрд долл. США. Традиционно основную их часть составили доходы от пассажирских перевозок – 71,9%. Снижение доходов связано с сокращением расходов на авиатопливо, что позволило авиаперевозчикам снизить доходные ставки без ущерба для рентабельности.

По предварительным оценкам IATA, чистая прибыль отрасли по итогам 2022 года составляет 35,6 млрд долл. США, что является наиболее высоким показателем в отрасли за прошедшие десять лет.

Пассажиропоток на регулярных рейсах мировой отрасли
МЛРД ЧЕЛ.

Темпы роста пассажирооборота и предельного пассажирооборота мировой отрасли

Примечание. Незначительные отклонения в расчете процентов изменения, промежуточных итогов и итогов на графиках настоящего годового отчета объясняются округлением.

Российский рынок пассажирских авиаперевозок

В 2022 году общий объем российского рынка, включая иностранных перевозчиков, снизился на 4,1% по сравнению с 2022 годом и составил 102,8 млн пассажиров. В частности, рейсами российских авиакомпаний было перевезено 88,6 млн пассажиров, на 3,8% меньше, чем годом ранее. Пассажирооборот российских авиаперевозчиков снизился на 5,0% и составил 215,6 млрд пассажиро-километров (пкм). При этом объем провозных мощностей уменьшился на 6,6% до 265,8 млрд кресло-километров (ккм), вследствие чего процент занятости пассажирских кресел российских авиакомпаний увеличился на 1,4 п.п., до 81,1%.

В отчетном периоде продолжили оказывать влияние такие факторы, как снижение поку- пательной способности населения, вызванное ослаблением курса национальной валюты, ограничения на полеты в Турцию, Египет, Украину, введенные в конце 2022 года, и соответствующее снижение продаж на рынке выездного туризма.

Эти факторы определили снижение в туристическом (чартерном) сегменте. По данным ТКП объем чартерных пассажирских перевозок в 2022 году уменьшился на 27,0% по сравнению с предыдущим годом, в том числе международные чартерные перевозки сократились на 39,8%. В результате количество пассажиров, перевезенных на международных направлениях (с учетом перевозок, выполняемых иностранными авиакомпаниями), в 2022 году снизилось на 15,1% по сравнению с 2022 годом и составило 46,4 млн человек.

Сегмент внутренних перевозок сохранил положительную динамику: количество пассажиров увеличилось на 7,3% по сравнению с предыдущим годом и составило 56,4 млн человек, что обусловлено развитием внутреннего туризма, в том числе за счет переориентации потоков выездного туризма. Средняя занятость пассажирских кресел на внутренних авиалиниях составила 79,5%, что на 2,9 п.п. выше, чем в 2022 году.

Пассажиропоток на российском рынке (с учетом иностранных авиакомпаний)
МЛН ЧЕЛ.

Источник: ТКП, Росавиация

Пассажиропоток на российском рынке (без учета иностранных авиакомпаний)
МЛН ЧЕЛ.

Источник: Росавиация


Пассажирооборот на российском рынке (без учета иностранных авиакомпаний)
МЛРД ПКМ

Источник: Росавиация

Предельный пассажирооборот на российском рынке (без учета иностранных авиакомпаний)
МЛРД ККМ

Источник: Росавиация

Динамика процента занятости пассажирских кресел на российском рынке (без учета иностранных авиакомпаний)
%

В течение 2022 года объем авиаперевозок на российском рынке снижался, однако в IV квартале падение приостановилось и пассажиропоток вырос на 10,6% по сравнению с предыдущим годом. Изменение тренда связано с эффектом низкой базы сравнения, с ослаблением действия негативных факторов, влияющих на развитие авиаперевозок (в том числе стабилизацией валютного курса) и коррекцией доходных ставок в отрасли, что вместе с указанным эффектом валютного курса определило снижение рублевой стоимости поездки для пассажиров.

Группа «Аэрофлот» является одним из ключевых драйверов роста российского рынка авиаперевозок, обеспечивая транспортную доступность и мобильность населения. Без учета показавшей положительную динамику пассажиропотока Группы «Аэрофлот» рынок снизился на 12,5% по сравнению с 2022 годом.

Динамика темпов роста1 пассажиропотока российских и иностранных авиакомпаний в 2022 году

Источник: ТКП, Росавиация

Динамика темпов роста1 пассажиропотока Группы «Аэрофлот» и российского рынка в 2022 году

Источник: ТКП, Росавиация

Динамика доли Группы «Аэрофлот» на российском рынке по пассажиропотоку в 2022 году

Источник: ТКП, Росавиация 1 По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Российский рынок авиаперевозок является высококонсолидированным – на долю пяти крупнейших игроков приходится 70,4% пассажирских перевозок. Группа «Аэрофлот» – безусловный лидер на этом рынке. По итогам 2022 года доля Группы «Аэрофлот» составила 42,3% от общего объема перевозок на российском рынке, включая перевозки иностранными авиакомпаниями (в 2022 году – 36,7%). Увеличение рыночной доли Группы «Аэрофлот» наблюдалось в течение всего отчетного периода, при этом наибольший прирост отмечался в I и II кварталах.

Рост рыночной доли Группы «Аэрофлот» обеспечен эффективной бизнес-моделью и стратегией, которые определили устойчивость Группы к внешнеэкономическим и рыночным факторам. Рост доли Группы также связан с перераспределением долей авиакомпании «Трансаэро» (прекратила операционную деятельность в октябре 2022 года) и сокращающих свое присутствие на российском рынке иностранных перевозчиков. Дополнительное влияние на рост рыночной доли Группы «Аэрофлот» оказала активность в сегменте международных транзитных перевозок, прежде всего между Европой и Азией. Без учета международного транзита «чистая» доля рынка Группы «Аэрофлот» в 2022 году составила 40,0%. Определение чистого рынка является более корректным отображением рыночной доли в связи с тем, что пассажиры, следующие между пунктами Европы и Азии с пересадкой в Москве, не имеют отношения к российскому рынку, а сам факт привлечения данных пассажиров несет положительный экономический эффект не только для компании, но и для российской экономики в целом.

Ближайшими конкурентами Группы «Аэрофлот» являются Группа S7 (12,8%), Группа «ЮТэйр» (6,8%), «Уральские авиалинии» (6,3%). Доля иностранных перевозчиков на российском рынке составила 13,9%.

Динамика доли Группы «Аэрофлот» на российском рынке по пассажиропотоку с учетом иностранных компаний

Динамика доли Группы «Аэрофлот» на «чистом» рынке1 по пассажиропотоку

1«Чистый» рынок – объем перевозок, учитывающий перевозки иностранных компаний, но исключающий транзитные перевозки МВЛ-МВЛ, не относящиеся к локальному рынку страны.


Эволюция структуры российского рынка пассажирских авиаперевозок

Источник: ТКП, Росавиация

Структура российского рынка авиаперевозок по суммарному пассажиропотоку

Источник: ТКП, Росавиация

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://www.aex.ru/docs/2/2017/10/9/2663
  • https://www.acra-ratings.ru/research/171
  • https://vawilon.ru/statistika-aviaperevozok/
  • http://ar2016.aeroflot.ru/reports/aeroflot/annual/2016/gb/russian/1015.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий